Сайт Ставрополя
 
  
Сообщения
Загрузка

Что такое икона?

+ Добавить объявление
Что такое икона?

Иконы использовались с первых дней существования Церкви. В простейшем виде иконы находили в катакомбах, могилах и других местах древнехристианского культа. Среди них были крест, рыба, ягненок и другие символы, которые представляли Иисуса. К пятому веку стала широко распространяться иконопись. Прекрасные картины, мозаики, фрески и другие средства искусства использовались для изображения Христа, Богородицы и иконы в честь святых. Искусство иконописи стало еще одним способом прославлять Бога.

Иконы утверждают для нас фундаментальную христианства: то есть Воплощение Христа, что Бог стал человеком. Невидимое стало видимым, неосязаемое стало осязаемым, невидимое теперь видно в личности Иисуса Христа.

История иконописи

 Когда историки искусства говорят об иконах сегодня, они часто имеют в виду портреты святых, написанные на деревянных панелях энкаустикой или яичной темперой, как эта темперная икона Христа из Салоников XIV века. Но византийцы использовали термин «икона» в более широком смысле. В Византии иконы писали, но их также вырезали из камня и слоновой кости, изготавливали из мозаики, металлов и эмалей — практически любых материалов, доступных художникам.

Иконы могли быть монументальными или миниатюрными. Они были расположены в различных религиозных и нерелигиозных местах, в том числе в качестве украшения на таких функциональных объектах, как посуда.
Иконы могли изображать широкий спектр священных предметов, таких как Христос, святые и события из Библии или жизни святых.

Иконоборчество и «Триумф Православия»

Первоначально христиане расходились во мнениях относительно того, хороши или плохи религиозные образы. Тексты уже второго и третьего веков описывают некоторых христиан, использующих религиозные изображения, которые они освещали и украшали гирляндами, но эти практики не были универсальными или стандартизированными. Церковные власти часто критиковали эту практику, которая напоминала им обычаи, связанные с языческой Грецией и Римом, где широко почитались изображения богов и императоров.

К восьмому и девятому векам иконы становились все более популярными, и споры о религиозных изображениях вылились в так называемую «иконоборческую полемику». Так называемые «иконоборцы» (буквально «разрушители образов») выступали против икон, утверждая, что Бог трансцендентен и не может быть изображен в искусстве. Иконоборцы опасались, что христиане, молящиеся перед иконами, поклоняются неодушевленным предметам.
С другой стороны, «иконофилы» защищали иконы, утверждая, что поскольку Иисус, Сын Божий, родился в человеческом обличии, он мог быть изображен на иконах. Иконофилы утверждали, что они не поклоняются неодушевленным предметам, а относятся к иконам как к средству почитания святых, изображенных на них.

Царские и церковные власти в пользу икон собрались на соборе в городе Никеяв 787 г., чтобы попытаться разрешить противоречие, но только в 843 г. Церковь окончательно подтвердила использование изображений, положив конец иконоборческой полемике, что стало известно как «Триумф Православия». И по сей день иконы продолжают играть важную роль в вере и богослужении.